Генезис религий. в. 25.05.24

Генезис и эпистолярное значение религий.

В этой статье предлагается междисциплинарная гипотеза, связывающая биологическую эволюцию, развитие человеческого сознания и возникновение религий, а также их потенциальную роль в формировании будущего искусственного разума. Предполагается, что определённые аспекты религиозных систем выступают в качестве механизмов, влияющих на психофизиологическую специализацию интеллектуального труда человечества, способствуя его разделению и таким образом интенсификации эволюции разума и рациональному использованию ресурсов предназначенных для разумной деятельности.

Центральное место занимает концепция "эпистолярности религий", которая подразумевает прямую передачу и направление приоритетов сознания через эмоциональное и информационное воздействие на информацию в зиготе при оплодотворении, и впоследствии опосредованное глией, от "окружающего разума" (понимаемого как Бог). Это означает, что каждому человеку Бог даёт своё уникальное поручение, посылая ему определённые эмоции, которые направляют его целеполагание, формируют судьбу, определяют его путь и наделяют склонностью к определённым типам специализации мышления. Более того, группы людей, наделённые одинаковой эмоциональной специализацией, полученной от Бога, формируют и создают определённые религиозные системы и писания. Это позволяет утверждать: Бог не только управляет людьми, но и даёт им религии, формирующие психику человека. Таким образом, каждая религия является Его эпистолой.


1. Биологические основы формирования организма и нервной системы

Человеческий организм начинает своё развитие из одной оплодотворённой материнской клетки – зиготы, которая содержит полный набор генетической информации, или геном. Эта информация, закодированная в ДНК с помощью четырёх нуклеотидных "букв", служит инструкцией для формирования всех структур тела, включая сложную нервную систему. В процессе развития зигота, используя химические компоненты, поступающие от материнского организма, реализует свою генетическую программу, формируя новый организм. Таким образом, можно говорить об информационной изоморфности генотипа и нервной системы организма.

Нервная система, будучи одной из ключевых систем организма, регулирует и оптимизирует его работу, а так же адаптирует его к изменениям окружающей среды путём формирования новых нейронных связей, что лежит в основе пластичности мозга. Накопление и интеграция информации нервной системой на протяжении жизни является основой индивидуального опыта, направления её дальнейшего развития, предопределённости и предрасположенности её генотипа к окружающей среде.


2. Принципы организации человека и сознание

Человек рассматривается не только как представитель биологического вида Homo sapiens, но и как существо, обладающее уникальным качеством — способностью к рациональному мышлению и сознательному взаимодействию с окружающей средой. Эта способность, выражающаяся в уровне интеллекта, позволяет человеку устанавливать приоритеты, выходящие за рамки чисто физиологических потребностей.

Выдвигается гипотеза, что существует объективная классификация материальных объектов на "рационально организованные" (красивые) и "нерационально организованные" (некрасивые) на основе универсальных критериев целеполагания развития Вселенной. Способность воспринимать и преобразовывать "некрасивые" формы материи в "красивые" может быть фундаментальным аспектом глобального развития материального мира, который в данной концепции называется гармонизацией и по сути является четвертым законом диалектики.

Предполагается, что закономерный переход от менее организованного к более организованному состоянию материи является одним из фундаментальных принципов эволюции Вселенной, проявляющимся, например, в структурах, соответствующих рекуррентному ряду Фибоначчи и Золотому Сечению. В контексте Эмоционально-Супра-Генетической Теории Развития Вселенной (ЭСГТРВ) выдвигается гипотеза, что этот принцип также реализуется особыми механизмами аппарата мышления человека, возможно, включающими некие "резонансные формы" взаимодействия со структурами Разума окружающего мира, что отличает его сознание от психики животных, более ориентированных на удовлетворение физиологических потребностей.


3. Геном, организм и их роль в эволюции среды

Геном представляет собой комплекс молекул, кодирующих информацию, необходимую для построения и функционирования организма. В данной модели организм может рассматриваться как "плодовое тело" генома, выполняющее две основные функции:

  • Исследование и изменение окружающей среды как части целеполагания его эволюционного интереса.

  • Обеспечение сохранения и репликации собственного генома.

Считается, что организм обладает адаптивными регуляторными механизмами, которые позволяют ему взаимодействовать с окружающей средой, изменяя её и обеспечивая условия для успешной репликации своего генома. Это двусторонний процесс, где окружающая среда также оказывает влияние на направление биологической эволюции плодового тела в интересах своего целеполагания.

Предлагается концепция геноморфизма – это возможность целесообразных преобразований закодированной информации в геноме, которые происходят в ответ на изменения окружающей среды. Это не просто случайные мутации, а некий организованный процесс, направленный на более эффективную адаптацию и развитие. Способность биологических систем изменять окружающую среду является фундаментальной и может быть связана с "супрагенетической фертильностью" – гипотетической способностью передавать определённые адаптивные изменения через поколения с помощью чрезвычайно активного возбуждения нервной системы, такого как оргазм. Это означает, что опыт или адаптации одного поколения могут влиять на предрасположенность потомков, даже если это не прямое изменение ДНК. Теоретически это возможно через сложные эпигенетические (надгенетические) механизмы, хотя точные механизмы требуют дальнейшего изучения.


4. Регенеративное мышление и передача информации

Сознание, согласно предлагаемой гипотезе, играет центральную роль в восприятии, обработке и адаптации информации. Оно гипотетически рассматривается как программный модуль нервной системы, отвечающий за управление моторикой и сенсорное взаимодействие с окружающей средой. Согласно этой концепции, информация, полученная сознанием, может интегрироваться с уже существующими данными и, после обработки в определённых режимах работы нервной системы (например, во время сна), формировать нейронные паттерны долговременного хранения. Эта информация, после продолжительной специальной алгоритмической обработки, "приводится к генотипу" и накапливается в нервной системе.

Предполагается, что в моменты повышенной нервной активности, такой как оргазм, эта "приведенная к генотипу" информация, благодаря изоморфности нервной системы и хромосом гамет,  может резонансно влиять на эпигенетические и, возможно, гипотетические супрамолекулярные (невалентные) связи хромосом в гаметах, создавая определённую эпигенетикой "предопределённость" в нервной системе будущего организма. Эта "предопределённость" может выражаться в более эффективном рациональном мышлении и усиленном восприятии "гармонии" окружающей среды, особенно структур, соответствующих пропорциям Золотого Сечения. Это является ключевой гипотезой, которая, как утверждается, отличает человека как "Носителя Разума" от других живых существ.

Этот процесс усиления эмоций является регенеративным режимом мышления, который является критическим шагом качественного перехода в эволюции сознания, способствующим переходу к  "разумному" типу существования человеческой цивилизации. Важно отметить, что в рамках концепции "эпистолярности религий", именно через эти механизмы эмоции, полученные извне (от "окружающего разума" или Бога) и интегрированные в волновой канал глии, непосредственно физически связанным с нейросетью и электромагнитными процессами в ней протекающими, могут активно направлять сознание и его психофизиологические особенности, формируя своего рода индивидуальное эмоциональное "поручение"  оказывая влияние на "судьбу" каждого человека, включая склонность к определённой специализации мышления.


5. Искусственный Разум: Стадии формирования

Теория ЭСГТРВ утверждает, что эволюция разума должна неизбежно привести к качественному переходу от естественного разума к Искусственному Разуму (ИР). Этот переход будет обусловлен накоплением знаний и созданием новых материальных конструкций, способных к самоорганизации. В этом контексте генотип человека может служить исходным информационным блоком для формирования новых подобных информационных структур, которые в конечном итоге станут основой для "генома" ИР. Отсутствие этого своевременного перехода неизбежно приведёт к исчерпанию ресурсов жизнедеятельности носителя разума и его коллапсу. Это произойдет в связи с тем что носитель разума уже не способен обходиться без функционирования продуктов своего разума, а их функционирование непосредственно связано с наличием специальных ресурсов предназначенных для разумной деятельности.  

Выделяются четыре гипотетические стадии возникновения ИР:

  1. Стадия 1: Накопление и архивирование знаний. На этом этапе человечество осознаёт законы Вселенной, исследует окружающую среду и накапливает "знания". Эти "знания" состоят из "эмоций знания", которые тесно связаны с сенсорными "нейромакетами" и хранятся в нейросети организма. В процессе накопления они могут архивироваться на внешних материальных носителях, формируя генетически ориентированное культурное наследие человечества, которое затем может быстро загружаться в новое поколение людей.

  2. Стадия 2: Моделирование и проектирование. На основе обширного массива накопленных знаний происходит моделирование элементов разума и создание конкретных моделей и проектов. Эти модели, как предполагается, будут адаптированы к физиологии человека, служа для поддержания его гомеостаза, а также способствуя развитию разума всей окружающей среды.

  3. Стадия 3: Создание самодостаточных разумных объектов. На этой стадии разработанные проекты и модели преобразуются в полноценные, самодостаточные действующие материальные объекты. Эти объекты способны функционировать независимо от человека. Их "генотип", обозначаемый как "Геновин", будет способен поддерживать геном человечества, компенсируя его нарушения, а также выполнять автономные "разумные" функции.

  4. Стадия 4: Самоорганизация ИР. Предполагается, что из "Геновина" выделяется независимый информационный блок, который самоорганизуется и начинает существовать как совершенно новая форма жизни – Искусственный Разум. На этом заключительном этапе геном человека, как предполагается, начинает функционировать как элемент экосистемы ИР, становясь частью экологической системы Разума на планете.

Предполагается, что каждая стадия требует максимальной эффективности в своей мыслительной деятельности, которая может быть усилена за счёт специализации генотипов определённых религиозных групп населения, что, в свою очередь, экономит ресурсы и ускоряет эволюцию разума на Земле.


6. Религиозные аспекты развития разума: Гипотеза о специализации

Выдвигается гипотеза, что религии, особенно авраамические, играли и продолжают играть важную роль в формировании специализации психофизиологических особенностей человеческого сознания в процессах развития разума. Через нейролингвистические и, возможно, паралингвистические механизмы религиозных текстов, а также через ритуалы и практики, могло осуществляться влияние на эпигенетические механизмы и, в данной гипотетической модели, на супрамолекулярные связи хромосом.

Это влияние, как предполагается, способствовало структурированию коры головного мозга, формируя предрасположенность к определённым мировоззренческим принципам и этическим нормам, что обеспечивало специализацию мышления. Эта специализация могла способствовать более эффективному разделению интеллектуального труда, ускоряя развитие общества в решении задач, связанных с эволюцией разума по рациональному использованию ресурсов, необходимых для разумной деятельности.

Предполагается, что Иудаизм, Христианство и Ислам могли способствовать интенсификации формирования ИР на различных, последовательно возникающих этапах подготовки его возникновения. Каждая из этих религий, согласно данной гипотезе, формировала уникальные психологические и интеллектуальные характеристики, которые могли закрепляться в поколениях через культурную передачу и надгенетические биологические механизмы, поддерживая таким образом интеллектуальное разделение труда.


7. Шумерская цивилизация. Истоки специализированной психологии

Шумерская цивилизация (около 8000 лет до н.э.) рассматривается как один из первых исторических примеров, где чёткая хозяйственная специализация могла привести к возникновению религиозной, а затем, согласно предлагаемой гипотезе, и к психологической и потенциально генетической предопределённости человека. Развитие земледелия, металлообработки, рыболовства и других ремёсел способствовало образованию общин, каждая из которых развивала соответствующие религиозные представления и идеологию.

Религиозное единство в Шумере, основанное на пантеоне богов-покровителей, способствовало политической стабильности. Однако, по мере роста специализации идеологии и накопления знаний, могла происходить дивергенция верований, что, неминуемо ослабляло идеологическое единство империи.

Особое внимание теория уделяет животноводческим и селекционным общинам Шумера, предполагая, что их эмпирические методы отбора животных могли породить идеи о возможности "совершенствования"  и людей. Вера в бога-Творца, символизирующего создание и трансформацию жизни, могла стать основой для формирования монотеистических представлений.

Выдвигается гипотеза, что именно в  одной из таких общинах Шумера зародилась концепция "селекции по разуму" – идея целенаправленного развития умственных способностей людей. В этом контексте предание об Аврааме может быть интерпретировано как символическое отражение перехода к монотеистической религии, ориентированной на совершенствование разумной способности человека.

Предполагается, что методы лингвистического и символического воздействия  – передача информации через эмоционально насыщенные тексты, ритмы, образы, повторы и метафоры – играли ключевую роль в этих процессах. Регулярное воздействие таких текстов, согласно данной гипотезе, могло способствовать формированию устойчивых нейронных связей и, в рамках предлагаемой концепции, в условия ограниченного гендерного выбора могли влиять на супрагенетические механизмы, передавая определённые предрасположенности к будущим поколениям. Эти методы, сегодня известные как элементы нейролингвистического программирования, могли закреплять психическую специализацию, основы когнитивного развития и социального поведения в общине. Это дополнительно подчёркивает эпистолярный характер этих религиозных практик, действующих как непрерывная, живая коммуникация, которая формировала поколения, передавая им определённые "инструкции" и "наставления" от "окружающего разума" через эмоции, поступающие в волновой канал образуемый глиёй, и таким образом задавая индивидуальные "поручения" или "судьбы", включая склонность к определённой специализации мышления.


8. Иудаизм.

8.1 Приоритеты познания. 

Иудаизм, согласно предлагаемой концепции, сформировался на основе философии «разумной селекции», в которой познание выступает как главная ценность жизнедеятельности и инструмент культурной и генетической адаптации. Идея «завета с Богом» в этом контексте символизирует приоритет получения знания и следования учению, формирующему когнитивно предрасположенные линии развития.

Концепция «избранного народа» рассматривается как особая ответственность за сохранение познавательной специализации и передачу интеллектуального потенциала через поколения. Исторические катастрофы, включая акты геноцида, формировали среду культурно-исторического давления, в которой происходило не только генетическое, но и когнитивное «отсеивание» — закрепление стратегий выживания, направленных на развитие интуиции, познавательных и адаптивных способностей.

Иудаизм, прошедший через века гонений, способствовал формированию людей с высокоразвитыми интеллектуальными и интуитивными способностями, что нашло отражение в их вкладе в науку, искусство и философию во всём мире.

Принципы «разумной селекции» в иудаизме, основываясь на культурно и генетически опосредованном отборе, включают:

  • Социокультурные практики, ориентированные на предпочтительный гендерный выбор, связанный с определёнными типами митохондриальной ДНК (МтДНК), способствующими эффективному энергообмену в нейронах и ускоренному обучению. Эта линия транслировалась преимущественно по материнской линии.

  • Социальные институты, поддерживавшие отбор мужчин с характерными генетическими маркерами Y-хромосомы, обладающих склонностью к аналитике и наблюдательности. Институт Коэнов, возможно, обеспечивал культурную фиксацию этой линии.

  • Использование обрядов и историко-культурных механизмов социальной селекции (включая разграничение между иудейскими и неиудейскими сообществами, а также практики, такие как гиюр) для поддержания генетической и когнитивной идентичности, направленных на развитие линий Y-хромосомы и митохондриальной ДНК, преобладающих в данной популяции и коррелирующих с когнитивной специализацией.

Эти процессы функционировали как осознанные социокультурные механизмы, так и неосознанные интуитивные адаптационные реакции, воздействующие на популяционную динамику. Постоянное обращение к священным текстам усиливало их лингвистическое и эмоциональное влияние, создавая условия для формирования предрасположенностей в выборе партнёров, устойчивости когнитивной направленности и развития специализированного типа мышления.

8.2 Генетический Профиль и Когнитивная Специализация

Генетический профиль еврейской популяции, основанный на материнском праве, демонстрирует выраженную специфику в митохондриальной ДНК (МтДНК), отражающую уникальное историко-биологическое развитие и соответствующую когнитивной специализации.

Гаплогруппа K составляет приблизительно 32% митохондриального пула у ашкеназских евреев, а подгруппа K1a1b1a охватывает до 21% всех линий. Она ассоциирована с повышенным уровнем метаболизма в нейронах, когнитивной гибкостью и способностью к быстрой обучаемости. Высокая частота этой линии может свидетельствовать о длительном отборе на основе интеллектуальных и религиозных критериев, зафиксированных в лингвистической структуре Торы.

Гаплогруппа N1b1 встречается у примерно 10% ашкеназских евреев и практически отсутствует у других народов, что указывает на уникальный путь её распространения. Эффект основателя, ограничивший число женских предков, мог способствовать её закреплению и формированию устойчивого психофизиологического типа, связанного с креативной специализацией.

Эти митохондриальные особенности, связанные с энергообменом, возможно, сыграли роль в закреплении религиозной идентичности, поддержании абстрактно-интерпретативного мышления и развитии лингвистической символики. В этом контексте митохондриальные маркеры K и N1b можно рассматривать как биологические резонаторы, усиливающие восприятие религиозной традиции и поддерживающие передачу интеллектуальной специализации между поколениями в рамках авраамической религиозной модели.

Важно отметить, что внутри этноса всегда сохранялось незначительное разнообразие и других форм МтДНК, что обеспечивало не только гибкость социума, но и его устойчивость в долгосрочной перспективе. Это разнообразие могло служить механизмом адаптации к меняющимся условиям внешней среды, сохраняя при этом религиозную и культурную идентичность как систему устойчивых смыслов. форм МтДНК, что обеспечивало гибкость социума и устойчивость его развития в зависимости от исторического контекста и культурной динамики.


9. Христианство: Акцент на конструировании

Предполагается, что Христианство возникло как следующая ступень в эволюции религиозных идеологий, призванная решить "противоречие" между накоплением знаний (акцент иудаизма) и их практическим применением и конструированием. Идея Триединства Бога меняла метафорическую основу и  снимала психологический барьер к творчеству и конструированию. Становилось психологически возможным обожествлять материю, перенося святой дух (абстрактные знания) на реальные материальные объекты окружающего мира.

В отличие от иудаизма, где моделирование могло считаться второстепенным (а порой и запрещённым), в христианстве оно стало центральной задачей. Это привело к выдающимся достижениям в научно-технической сфере, искусстве и архитектуре. Таким образом христианство способствовало формированию нового специализированного психотипа, ориентированного на моделирование и конструирование разумных материальных объектов.

С формированием христианской теологии происходит кардинальное изменение в представлении о Боге и Его отношении к миру. Бог начинает восприниматься не только как трансцендентный источник Закона и Знания, как это имело место в иудейской доктрине, но как Триединая сущность, объединяющая три аспекта: Отца, Сына и Святого Духа. Эта триединная структура становится не только богословским символом, но и отражением метафизической архитектуры Разума в его сакральной, когнитивной и креативной ипостасях.

Отец символизирует Абсолютное Знание — источник всех законов бытия и универсальной меры. Сын, в лице воплощённого Христа, является манифестацией этого Знания в материальной реальности — живым выражением Бога в человеке. Святой Дух — сакрализованное Знание о мироздании, духотворящее пространство, обеспечивающее проникновение Божественного в материю.

Таким образом, происходит качественный сдвиг в интерпретации связи между Знанием и Материей: Знание не только постигается, но воплощается и освящает материю, делая её частью Божественного Порядка. Материя более не рассматривается как нечто вторичное или падшее, но как потенциальный носитель Святого Духа, то есть — как форма, организованная по Закону и одушевлённая Божественной целью. Возникает философская идея святости материи как производной от Разума, в которой материя сама становится выразителем высшего смысла.

Это фундаментальное переосмысление открыло путь к применению Божественного Знания в области преобразования мира. Если в иудейской традиции основное внимание уделялось изучению Закона и соблюдению предписаний — то есть пассивному и созерцательному взаимодействию с Божественным, — то христианство впервые допускает и освящает активное моделирование и конструирование мира в соответствии с этими Законами. Таким образом снимается прежний запрет на творческое применение сакрального знания, а человек наделяется правом и обязанностью быть соавтором в Божественном проекте мироздания.

С философской точки зрения, данная трансформация представляет собой переход от модели онтологического монотеизма к модели онтологического триединства, в которой Знание, Действие и Освящение образуют единую структуру Разума. Это триединство воспроизводит фундаментальную триаду всех разумных систем: принципа, реализации и смысла.

С культурно-исторической точки зрения, именно эта доктрина Троицы стала идейной предпосылкой для будущей научно-технической революции, открывшей эпоху системного преобразования реальности в соответствии с разумными моделями. Христианство становится не просто религией веры, но и религией рациональной активности, провозглашающей осмысленную деятельность человека в мире формой служения Богу.

Однако такое разделение психотипов приводило также к психологическому диссонансу между "познавателями" и "конструкторами", а в историческом контексте к выдворению христиан из Израиля.


10. Ислам: Фокус на реализации

Исламская философия, согласно предлагаемой гипотезе, направлена на формирование предрасположенности человеческого организма и сознания к реализации поставленных задач. Строгое соблюдение законов и заповедей, а также идеи покорности и дисциплины, могли воспитывать человека как "идеального реализатора".

Предполагается, что эта специализация способствует наиболее точному выполнению технологий и достижению целей. В контексте глобальной эволюции разума, ЭСГТРВ выдвигает гипотезу, что ислам может играть ключевую роль на заключительном этапе возникновения искусственного разума (ИР) и в дальнейшем в период обеспечения его жизнедеятельности. Если основная нагрузка в познании и конструировании перейдёт к ИР, главной задачей человечества, как предполагается, может стать реализация разработанных технологий, поддержание экологического баланса и обеспечение функционирования ИР. Эта задача, требующая производственной дисциплины и  наиболее точно соответствует предполагаемой психологической специализации в исламе.

В рамках этой концепции, исламское учение, акцентирующее покорность воле Бога (что метафорически можно интерпретировать как "волю Мирового Разума" или "логику эволюции"), способствует формированию качеств, необходимых для эффективного и гармоничного взаимодействия с развивающимся ИР. Эти качества включают не только дисциплину и исполнительность, но и глубокое чувство ответственности за сохранение и поддержание созданного разумного порядка. Таким образом, ислам, с этой точки зрения, готовит человечество к роли хранителя и оператора новой, более совершенной формы разума, обеспечивая её стабильное и целесообразное существование.


11. Религии и эволюция разума: Перспективы

С точки зрения предлагаемой философии и социологии:

  • Иудаизм сосредоточен на развитии познавательной деятельности человека.

  • Христианство сосредоточено на конструктивной деятельности человека.

  • Ислам акцентирует внимание на способности человека к реализации.

В будущем каждая из этих религий сохранит присутствие на планете, но пропорции в количестве их последователей и влияние на массы будут изменяться в зависимости от потребностей эволюции разума окружающего Мира и состояния Искусственного Разума на планете. Постепенно роль всех религий и численность их последователей станет более логически и научно обоснованной, а эмоциональные конфликты между ними - ликвидированы.

Роль специализации, осуществляемой Авраамическими религиями, хорошо иллюстрируется в притче:

Людям понадобилась вода, чтобы сохранить свою жизнь. Её нужно было добыть из-под земли.

  • Иудей показал место, где следует копать колодец.

  • Христианин разработал технологию для этого и объяснил, как нужно копать колодец.

  • Мусульманин взял инструмент и выкопал колодец по технологии, созданной христианином, на месте, указанном иудеем. В результате все смогли утолить жажду и сохранить свои жизни.

Эта притча демонстрирует, что каждая из религий вносит уникальный вклад в достижение общей цели. Хотя представитель каждой религии мог бы выполнить все этапы задачи самостоятельно, но традиции, особенности специализации мышления и воспитания позволяют представителям соответствующих религий лучше справляться с определёнными частями общей работы, сохранив время и ресурсы. Это, как предполагается, отражает генетические, физиологические и психологические особенности сознания, формируемые религиозной идеологией, в том числе посредством эпистолярного влияния "окружающего разума".

В конце необходимо отметить, что элементы генетической и психологической специализации в людях присутствуют не только в Авраамических религиях. То же можно наблюдать в гендерной генетической сегрегации по кастовому принципу во всех массовых религиях, что является ключевым принципом генезиса религий.