Философия Разума в концепции ЭСГТРВ


В рамках концепции ЭСГТРВ Разум рассматривается как силовая конструкция, подобная абстрактной нормированной силовой системе Вселенной. Эта конструкция не имеет конкретного материального воплощения и может быть реализована на разных материальных носителях, но способна передаваться по принципу подобия посредством полевого силового резонанса между материальными объектами. Единое силовое поле организует материальные объекты, взаимодействие между ними и служит для них окружающей средой.

Нейроны, обладая электромагнитной активностью и способностью образовывать замкнутые ансамбли в сенсорных системах, выступают как резонансные элементы. Кроме того, нейронные ансамбли коры головного мозга формируют разумные формы активности, которые способны вступать в резонанс с полевыми структурами Разума, присутствующими во внешней среде.

Разум внешней среды может входить в резонанс с разумом человека как напрямую — через силовые поля, так и опосредованно — посредством системы полей, передающих осцилляции своих потенциалов. Примером служит процесс общения между двумя носителями Разума:

  1. Электромагнитное поле нервной системы говорящего управляет эффекторными структурами его организма.

  2. Эффекторы формируют акустическое поле (звук).

  3. Акустическое поле воспринимается сенсорными системами слушателя.

  4. Сенсоры активируют электромагнитные процессы в его нервной системе.

Таким образом, разумная конструкция, исходящая от говорящего, передаётся через среду в сознание другого человека. Причём сама разумная форма (мыслеобраз, смысл) может сохраняться в окружающей среде независимо от присутствия её носителя — например, в виде звуковой записи, текста или иной материальной фиксации.

Окружающая среда насыщена множеством осциллирующих конструкций Разума. Некоторые из них доступны для восприятия нервной системой человека, другие остаются за пределами текущего познания. Те элементы Разума, которые ещё не получили нейронной формализации в коре головного мозга (КГМ), воспринимаются как феномены красоты и гармонии. Через такое эмоциональное восприятие человек интуитивно взаимодействует с Разумом, ещё не оформленным в знание. Эта способность и составляет суть духовности — интуитивного резонансного отклика на универсальные гармоничные структуры внешнего Разума.

Таким образом, Разум можно определить как гармонизированную информацию, осциллирующую в силовом поле и способную вступать в резонанс с высокоорганизованными структурами материи. Конструкции Разума рассредоточены по всей Вселенной и присутствуют в каждом материальном объекте в различной степени. Эти структуры могут быть как локализованными, так и распределёнными; их количество определяет уровень разумности (или развитости) той или иной области материи. Иными словами, разумность Вселенной выражается через степень насыщенности её областей резонансными конструкциями Разума и стремится к состоянию полной нормализованности единого силового поля. Разум существует во вселенной в рассредоточенном и абстрактном состоянии не зависимо от человека. 

В религиозном представлении это Бог или Будда, с той разницей что Буддизм не предполагает бытие точки большого взрыва как нормированного силового поля, а рассматривает лишь его процесс перманентного нормирования. 

В буддийских религиозно-философских системах аналогом Бога в авраамическом смысле (как Творца, Всемогущего Личностного Разума, управляющего миром) не существует. Однако можно выделить несколько понятий, которые частично выполняют функции или заменяют идею Бога, в зависимости от направления буддизма:


1. Дхарма (Dharma) — универсальный закон бытия

  • Что это: Вечный космический порядок, закон причинно-следственной связи, внутренняя структура и путь к пробуждению.

  • Аналогичность Богу: Дхарма не является личностью и не обладает волей, но, как и Бог, она вездесуща, вечна и универсальна — пронизывает всё сущее и определяет ход всех процессов.

  • В чём отличие: Она не творит мир, а описывает, как он существует.


2. Карма — причинно-следственная сила

  • Что это: Закон, по которому все действия, мысли и намерения человека порождают последствия.

  • Аналогичность Богу: Как и Божий суд, карма регулирует нравственность, но бессубъектна, не «наказывает» и не «награждает».

  • В чём отличие: Нет Личности-Судьи — ответственность полностью на существе, которое порождает кармические следствия.


3. Будда / Будда-природа (Tathāgatagarbha) — пробуждённое сознание

  • Что это: В махаянской традиции считается, что в каждом существе уже присутствует «буддовость», как потенциальное просветление.

  • Аналогичность Богу: Будда-природа — это высшее, чистое, совершенное состояние, к которому стремятся, и которое, как Бог, неизменна, вечна и безгранична.

  • В чём отличие: Это не личность, а состояние бытия, которого достигает сам человек — никто не «дарует» его извне.


5. Бодхисаттвы и будды — объекты почитания

  • В махаянском буддизме Авалокитешвара, Манджушри и другие бодхисаттвы почитаются как высшие сущности, иногда выполняющие роль "милосердного Бога", особенно в народных и синкретических формах буддизма (например, в китайском или тибетском).

  • Однако они не являются творцами, а лишь помощниками в достижении просветления.


Заключение

Аналога Бога в личностном, творящем, абсолютном смысле в буддизме нет.
Вместо этого — имперсональные принципы (Дхарма, Шуньята, Карма) и состояния бытия (Будда-природа), которые выполняют функции онтологического основания, нравственной нормы и духовной цели.

Сравнительная таблица: Буддизм vs Авраамические религии

Категория

Авраамические религии (Иудаизм, Христианство, Ислам)

Буддизм

Сущность Бога / Абсолюта

Личностный, всемогущий Бог-Творец, властвующий над миром

Нет личностного Бога. Абсолют представлен как пустотность (шуньята) или как Дхарма

Творение мира

Мир сотворён Богом из ничего

Буддизм отрицает акт сотворения — мир вечен, бесконечно перерождается

Цель человеческой жизни

Следование воле Бога, спасение, жизнь вечная

Просветление (нирвана) — освобождение от страданий и перерождений

Высшая сила / закон

Бог как Судья и Законодатель

Карма и Дхармабессубъектные, универсальные законы

Спасение

Через веру, дела, благодать

Через практику, осознание, медитацию и самопреодоление

Отношения с Богом

Личные: молитва, покаяние, любовь, страх, завет

Нет личности для общения. Есть внутреннее пробуждение и постижение реальности

Мораль и поведение

Определяются божественными заповедями

Определяются путь Будды (восьмеричный путь), сострадание и ненасилие

Писание / откровение

Библия, Тора, Коран — даны Богом

Каноны (Трипитака, Сутры) — учения Будды, не "слова Бога"

Концепция души / «я»

Вечная душа, существующая после смерти

Анатта — нет неизменной души; «я» — иллюзия

Цель мироздания

Реализация Божьего замысла

Нет заданной цели. Все формы обусловлены и преходящи

Аналоги Бога

Бог (Яхве, Аллах, Бог-Отец и т.д.)

Шуньята (Пустота), Дхарма, Карма, Будда-природа



Ограниченность Буддизма в плане существования акта творения, ставит под вопрос возможност состворения нового Носителя Разума на Земле.