Идеология — это система эмоциональных оценок, определяющая, что воспринимается как «хорошо», а что как «плохо». Такая система формируется у человека с рождения как базовая эмоциональная матрица, но не определяется только генетическим кодом. Эмоциональная база личности во многом обусловлена эпигенетическими структурами — так называемыми «надгенетическими» конструкциями, не оказывающими прямого влияния на параметры, детерминированные генотипом, но передающими в формирующееся сознание информацию о текущем состоянии среды обитания в качестве предопределённости и предрасположенности нейронных центров активности.
Эти эмоциональные структуры формируют эпигенетический фон, влияющий на будущее развитие генотипа и подготавливающий условия для возможных мутаций. Подобная идея противоречит классическому дарвинизму, что воспринимается как спорная в рамках научной парадигмы, однако сегодня эта идея получила подтверждение в ряде работ, посвящённых эпигенетическим эффектам социальной среды и стресса (Szyf, 2009; Champagne, 2008; Yehuda, 2016).
Идеология фашизма, судя по её способности возникать в различных этнических и культурных группах, не связана напрямую с определённым генотипом. Она может формироваться на основе эмоциональной базы, возникшей из любой генетической матрицы, и передаваться через эпигенетический механизм. Следовательно, её источником является не нация, не раса и не культурная традиция, а эпигенетическая информация в геноме — совокупность регуляторных механизмов, не входящих в последовательность ДНК, но влияющих на экспрессию генов, поведение, мышление и эмоциональные предпосылки идеологического выбора.
Как справедливо отмечают исследователи, идеология не исчезает — она «оживает» в новых условиях, когда находит эмоциональный отклик у носителей. Без понимания её эпигенетической природы начинают обвинять в её проявлении те или иные национальности, хотя причина кроется в иных процессах. Решающим фактором оказывается ограниченность среды обитания. Когда популяция изолирована и лишена культурного обмена, начинается вырождение универсальных, общечеловеческих качеств. Усиливаются адаптационные механизмы, направленные на выживание в конкретной среде, что приводит к доминированию физиологических эмоциональных паттернов над разумными — абстрактного характера, такими как красота, справедливость и достоинство.
Исторические примеры и философская интерпретация
Исторический опыт XX века подтверждает эпигенетическую природу идеологий, подобных фашизму. Так, в Германии 1930-х годов, в условиях территориальной изоляции, экономического кризиса, унижения после Первой мировой войны и резкого сокращения культурного обмена, произошла массовая трансформация эпигенетической среды. В поколениях, рождённых и воспитанных в атмосфере коллективной травматизации, дефицита идентичности и гипертрофированного этноцентризма, начали доминировать физиологические эмоции: тревога, вина, чувство угрозы. Эти эмоции не кодировались в геноме напрямую, но стабильно передавались через эмоциональное воспитание, стиль мышления и социокультурную селекцию. Возникла эпигенетическая среда, благоприятствующая рождению идеологии фашизма как формы защитной агрессии.
Аналогичные явления наблюдались в фашистской Италии, Японии периода милитаризма, а в XXI веке — в некоторых странах с ограниченным доступом к глобальному культурному диалогу. Общим остаётся одно: эмоциональный контур, в котором разумные универсальные ценности подменяются адаптивными эмоциями, формирующими коллективную «защиту» от инаковости. Данный феномен может быть рассмотрен в рамках поведенческой эпигенетики и нейрофилософии (см., например, Moore, 2015; Szyf, 2019), где показано, как длительные социальные стрессы, дефицит межкультурного взаимодействия и нейроэмоциональная предрасположенность формируют устойчивые поведенческие паттерны, склонные к идеологической радикализации. Это также соотносится с исследованиями в русле работ Лурии, Эдельмана и современных нейрофилософов, раскрывающих механизмы эмоционально-когнитивной редукции в условиях дефицита культурной рефлексии.
С философской точки зрения, фашизм следует рассматривать не как идеологию в классическом смысле, а как форму эмоциональной редукции — упрощённого восприятия мира, где сложность заменяется бинарностью, а многообразие — враждебностью. Это состояние возникает тогда, когда эмоциональное восприятие теряет связь с разумной рефлексией и становится заложником инстинктов, укоренённых в эпигенетически устойчивых формах страха и агрессии, проявляющихся в повторяющихся поведенческих реакциях, закреплённых воспитанием и культурной изоляцией. В этом смысле фашизм — не система идей, а форма эмоционального отката к доразумному этапу мышления, где красота, справедливость и достоинство перестают быть регуляторами поведения.
Когда началась разработка ЭСГТРВ (2000г.), термин «эпигенетика» ещё не получил широкого распространения, и было использовано понятие из супрамолекулярной (невалентной) химии. В генетическом контексте эта концепция обрела вид супрагенетики — системы, описывающей те же явления, что сегодня называют эпигенетическими, то есть влияние сознания родителей на предрасположенность эмоционального отклика у потомства.
Потеря человеческих качеств в обществе — это не метафора, а биологическая и социальная реальность. Она ведёт к разрушению разумных договорённостей и переходу к конфликтам, основанным на доминировании физиологических потребностей и эмоций над разумной рефлексией: от патриотических всплесков — к агрессивному национализму, нацизму и, в крайних формах, — к фашизму. Завершающая стадия этого пути — расизм как утрата способности воспринимать и оценивать чужую инаковость через разум, а не через инстинктивную защиту «своего».
Литература:
-
Szyf, M. (2009). Epigenetics, a key for unlocking complex human traits and disorders. Current Opinion in Pediatrics, 21(6), 771–777.
-
Champagne, F. A. (2008). Epigenetic mechanisms and the transgenerational effects of maternal care. Frontiers in Neuroendocrinology, 29(3), 386–397.
-
Yehuda, R. et al. (2016). Holocaust exposure induced intergenerational effects on FKBP5 methylation. Biological Psychiatry, 80(5), 372–380.